Версия для слабовидяющих

Основные направления работы учителя-логопеда

Основные направления деятельности учителя-логопеда

в МАДОУ «Детский сад №385»

  1. Диагностическая деятельность
  • Диагностическая деятельность логопеда позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
  • Диагностическая деятельность предполагает:
  • 1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с  целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
  • 2) Стартовое логопедическое и психолого — педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
  • 3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
  • 4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.
  • Рисунок18  Рисунок19
  1. Коррекционно-развивающая деятельность
  • Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
  • Коррекционно — развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:
  • Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
  • Совместная деятельность с воспитателями.
  • Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
  • Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
  • Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
  • На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
  • На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
  • На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
  • На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
  5. Автоматизация звуков в речи;
  6. Дифференциация звуков в речи;
  7. Обогащение словарного запаса;
  8. Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
  • На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
  • Рисунок7 Рисунок20 Рисунок21
  1. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами
  • Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
  • Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
  • Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.
  • Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:
  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
  • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
  • Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
  • Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика,  некоторые виды логопедических игр, основные правила  (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
  •  Рисунок3 Рисунок13

 

  1. Методическая деятельность
  • Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:
  • разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
  • перспективное планирование;
  • изучение и обобщение передового опыта;
  • участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
  • обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
  • поиск наилучших средств коррекции речи детей;
  • изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
  • самообразование;
  • изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи
  • Рисунок2 Рисунок23
  1. Аналитическая деятельность
  • Аналитическая работа позволит отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
  • Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
  • Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
  • Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
  • Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.